Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.01.2025, 12:54

Сайт Казанцевой 

Татьяны Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [0]
Аттестация [2]
Рабочие программы [0]
Подготовка к экзаменам [0]
Структура плана воспитательной работы [3]
Предметные недели [3]
Месячники [4]
Публикации [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Публикации

августовская конференция 2014г г.Чита - доклад
12.10.2014, 11:28

 Современные подходы к организации единого образовательного пространства в  Петровск-Забайкальской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе –интернате для детей с ОВЗ.

Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат осуществляет  образование и воспитание детей с нарушением зрения. Учатся ребята по    общеобразовательным  программам УМК «Школа России», но для успешного усвоения, программа   пролонгирована на один год обучения  в среднем звене школы.   Для того  чтобы иметь возможность в будущем реализовать себя в обществе и приобрести профессию, учащиеся  должны получить достойное образование наравне со своими здоровыми сверстниками.  Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самостоятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей  педагоги  систематически и целенаправленно занимаются повышением профессионального уровня, всегда в курсе современных инновационных технологий, на уроках и занятиях  применяют    ИКТ, технологию дифференцированного обучения, метод проектов, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие и др,  основанные на том, чтобы ученик становится  активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.

Проводимые занятия всегда технически оснащены, дидактика и наглядность продумана с учетом  специфики восприятия  мира ребенком с пораженным зрением. Уроки проводятся методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности с учетом   дифференцированного подхода к обучению слепых и слабовидящих детей в связи с особенностями их зрительной патологии.

  Педагоги стараются, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.   Педагоги не останавливаются на достигнутом, продолжают  совершенствовать урок с учетом специфики школы III-IV видов. Поэтому безукоризненное знание программного материала, насыщение  коррекционным  содержанием  всех этапов урочной деятельности, офтальмологические рекомендации при организации урока, здоровьесбережение,  дифференцированный подход при планировании домашнего задания и не только  – вот те аспекты содержательной и структурной сторон  урочной деятельности, на которые необходимо обращать внимание/

 

С 1 сентября 2011г школа-интернат  перешла на новые ФГОС 2 поколения, так как стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ.  В основной образовательной программе начального общего образования, которая разработана в учреждении,  заложены специфические особенности детей с ОВЗ: в первую очередь это программа коррекционной работы,  которая направлена на преодоление трудностей в обучении, коррекцию и развитие высших психических функций, коррекцию эмоционально- волевой и личностных сфер; помощь в социально-культурной и бытовой адаптации;  программа формирования УУД.   Система оценки достижения планируемых результатов естественно связана с планируемыми результатами, так как  образование реализуется на базовом уровне «ученик научится», но, ни в коем случае, не исключая повышенный уровень «ученик получит возможность научиться».

Наши учащиеся,  в связи с восстановлением зрения,  безболезненно переходят и осваивают программы в общеобразовательных школах

Для обучающихся  детей с остаточным зрением,  незрячих  в школьной библиотеке систематизированы   рельефно-графические пособия, «Говорящие» книги,  флеш-карты с текстами  литературы по школьной программе и художественной литературы. Школа оснащена интерактивными досками  в шести кабинетах,  компьютерами, ноутбуками,  мультимедиа,   имеется 2 компьютера для слепых детей и  специальный принтер по набору и распечатке пособий по Брайлю. Но в то же время остается недостаточным оснащение учебниками. Ведь доступная информация – это  ключ к образованию.  Однако их выпуск в настоящее время практически не осуществляется. Детям с ослабленным зрением просто необходимы учебники в формате укрупненного шрифта, и их не заменят столь популярные сейчас аудиокниги. Ведь грамотность дети получают, только читая книги, а не на слух. 

  С 1993   года  в школе-интернате ведется  предпрофильное и профильное обучение по специальности «массажист», что помогает слабовидящим детям получить доступную для них профессию.   Для это в школе с 7 –го класса ведется преподавание предпрофильных курсов: «Выбор профессии», «Введение в специальность», Латинский язык» и др. Ведется углубленное изучение учебного курса «Анатомия и физиология человека»  На старшей ступени обучения учащиеся изучают «Сестринское дело» и «массаж», где  овладевают профессиональными  практическими умениями и навыками для успешной интеграции в общество. Выпускники востребованы  на рынке труда. 4 выпускников работают в «Академии здоровья», выпускников  можно встретить на курортах, здравницах, поликлиниках, больницах Забайкальского края, Томска, Бурятии. А еще один выпускник работает в сборной по футболу  г.Перми.
 

В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает развитие пытливости, любознательности каждого ученика. Для создания условий продвижения  ребенка в образовательном пространстве   школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в  школе организована  внеурочная  деятельность школьников, которая   объединяет все виды деятельности.  Это:

  • Предметные недели, декады. Предметные недели являются   одной  из составляющих внеклассной работы по предмету.    Ценность данных мероприятий в том, что учащиеся погружаются в предмет, участвуя в течение недели,  10 дней в различных мероприятиях, в том числе развлекательных, что повышает интерес к предмету, закрепляет приобретенные знания.
  • В целях повышения правовой и политической грамотности и применение приобретенных знаний в практической деятельности в школе создана Школа молодого избирателя. Одним из основных направлений Школы молодого избирателя будет являться правовое просвещение школьников.   Совместная работа с городской избирательной комиссией, взаимодействие с  общественными организациями, учреждениями  будет  способствовать   развитию кругозора, интеллектуальных способностей, воспитания чувства ответственности, осознанного отношение к учебе и труду.

 Научно исследовательская работа считается  более  сложной для детей с ОВЗ из-за   недостаточного внимания, концентрированности, погружения в работу, отсутствия необходимых знаний и т.д.  Но она является  хорошим направлением внеурочной деятельности и наши учащиеся осуществляют ее.   Четвертый год подряд проводится школьная научно-практическая конференция «Мой первый шаг в науку». Учащиеся выступают с проектами на различные темы, выходят с проектами в городское сообщество.

  • Олимпиады. Ежегодно принимаем участие во Всероссийских олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Олимпиус». Количество предметов, в которых принимают участие дети, увеличивается. Это и английский, русский, математика, биология, химия, история, право, обществознание. В 2012г на муниципальной олимпиаде по истории Ученица 9-го класса Рубба Александра заняла 2 место по истории, ученица 10-го класса  Беломестнова Елена  3- по праву. В 2013 году вновь по истории 2 место.

Все это стимулирует рост учащихся, воспитывает у них  интерес к предметам, настойчивость - желание не отстать от других.

Известно, и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Целью образования таких детей, прежде всего, является введение их в социальную культуру. Одним из таких методом смело можем назвать музейную педагогику, так как она включает всевозможные формы работ, но при этом одна из немногих способна быть максимально приближенной к конкретным потребностям в развитии, образовании и воспитании каждого конкретного ученика.

Здесь, то на помощь и приходит школьный музей и его пространство, так как именно в нем можно отрабатывать нужные навыки.

 12 октября 2012 г в школе открыт этнографический детский музей-мастерская «Народы Забайкалья». Экспонаты, информация   музея представлены разделами народов, населяющих наше Забайкалье. Это семейские, казаки, буряты и эвенки. Учащиеся знакомятся с культурой, бытом народов Забайкалья,  овладевают старинными видами рукоделия, такими как плетение на деревянной рамке, бердо.  Научились плести, изготавливать куклы-мартинички, куклы-закрутки, ткать небольшие ковры, подушечки.    Свое мастерство учащиеся  демонстрировали на     творческой мастерской, которая прошла в рамках предметной недели технологии и в рамках кустового методического объединения педагогов коррекционных школ и детских домов и участников школьных музеев города. Кроме этого группа учащихся познакомилась с играми народов Забайкалья, освоили их и выезжали в городские школы и детский сад, где проводили мастер-классы по этим играм.

   В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают  приемами и навыками краеведческой и музейной  деятельности, основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того,   учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, формулированием предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации.

 Основной  целью развития школы остается создание коррекционно-развивающей среды и обеспечение тифлоинформационного пространства как условий для получения  доступного и качественного образования для детей с нарушением зрения.

 Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка,  развитие  психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура. Коррекционно-развивающая среда в школе-интернате  является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с нарушением зрения,  которая учитывает особенности и потребности учащихся   с глубокой патологией зрения.

В кабинетах начальных классах,  группе детского сада     для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры с яркими зрительными стимулами;  используется тактильное панно как средство коррекции и компенсации первичного дефекта.  Систематические занятия способствуют кроме снятия зрительного утомления и тренировки мышц глаза, стабилизации психоэмоционального развития детей в целом.     В качестве  оформления в коридоре используется  статичный сенсорно –координаторный офтальмотренажёр   (со статичными зрительно – сигнальными сюжетами)    и способен решать важные задачи по охране зрения и зрительного восприятия: побуждать  детей к зрительной активности и вызывать  у них положительные эмоции , закреплять  умение удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи, способствовать  умению проводить линии от заданного начала к заданному концу.

Здоровьесбережение – неотъемлемая часть практической деятельности педагогов школы.   Сформированы памятки, практические рекомендации, основным содержанием которых является  обучение воспитанников специальным упражнениям, регулирующим на уроках активное состояние и снятие напряжения,  правильное проведение офтальмологических гимнастик  с учетом патологии зрения.

С целью выработки грамотных рекомендаций педагогам для правильной организации учебной деятельности специалистами школы и врачом-офтальмологом проводятся семинары – практикумы  по  разъяснению сущности заболеваний, имеющихся у наших воспитанников.

      Два раза  в год учащиеся   обследуются офтальмологом  на предмет определения динамики состояния зрительных функций. Укреплению здоровья учащихся способствуют занятия ЛФК, щадящий режим уроков физкультуры, офтальмологический режим урока, динамические паузы в ходе учебного процесса.

     Поэтому по итогам деятельности педколлектива в рамках комплексно-целевой программы «Здоровье», можно сделать выводы о правильной организации учебной деятельности для достижения хороших результатов обучения детей с патологией зрения. Играют роль и создание благоприятного эмоционального климата в школе, психолого-педагогической поддержки  учащихся на уроках и во внеклассной работе, использование  мер психологического  и лечебного характера, более грамотного и системного применения коррекционно-развивающих форм работы в классах и грамотно организованной работы  второй половины дня. Слепота и слабовидение сужают двигательные возможности детей, создают значительные трудности при организации спортивно-оздоровительной работы. И все-таки наши учащиеся принимают участие в ежегодной Всероссийской акции «Кросс наций» «  «Лыжня России», организуются спортивные соревнования по шашкам, конькам.

Медицинские работники осваивают внедряют  здоровьесберегающею технологии  БОС- охрана зрения.

Функционирует сенсорная комната, главная цель занятий: нормализация эмоционального самочувствия, развитие  сенсорики ребенка с особыми образовательными потребностями.       

Воспитательная работа представлена следующими направлениями  работы, которые соответствуют внеурочной деятельности ФГОС 2:

-  Мое Отечество;

-  Мир ценностей;

-  Мир знаний, творчества, профессии;        

-  Я и здоровье;

-  Мир природы

- Мир прекрасного

- Мир увлечений.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, удовлетворять личные потребности,  успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

 

Проводимые в школе мероприятия обеспечивают  включение всех детей в воспитательный процесс. А участие  детей в мероприятиях, говорит об эффективности воспитательного процесса (перечислить)

 Вовлечение обучающихся в такие виды деятельности позволяет им преодолеть  неуверенность в себе, приобрести внутреннюю свободу, избавиться от комплекса социального несоответствия, а в дальнейшем адаптироваться в среду здоровых людей.

Система дополнительного образования была построена  с учетом интересов, возможностей детей-инвалидов. Учащиеся посещают художественную школу, в школе работает филиал детской музыкальной школы по классу баяна.

Главной задачей дополнительного образования в школе является социальная адаптация детей, подготовка их к жизни в современном обществе.

Развитие и воспитание социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Систему социального партнерства наше образовательное учреждение выстраивает в содружестве с теми, кто не остается равнодушен к судьбам детей. Программные мероприятия обеспечивают, на  наш взгляд, успешное решение проблем социализации воспитанников за счет интеграции совместных усилий педагогического коллектива и гражданского сообщества. Школа работает в содружестве с ЦДТ, ДКиС,  краеведческим музеем, музеем Декабристов.  

Детям с ограниченными возможностями здоровья  сложно адаптироваться в новой   обстановке, затем пойти   в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества.

   В школе организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся. Основная цель деятельности специалистов медико-психолого- педагогической службы – оказание своевременной специализированной помощи учащимся в комплексной  диагностико - консультативной и коррекционно-развивающей работе.     

Сопровождение   дает возможность увидеть как положительные, так и отрицательные  моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа, которые проводят наши педагоги.  Коррекционная подготовка проводится, в основном, в индивидуальном и подгрупповом режиме.

 Ребенок, поступивший в школу не умеющий писать и читать, выходит из стен школы с начальными профессиональными навыками.

Опыт работы  показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми. 

Зажигая от своего светильника свечи других людей, ты не лишаешься ни единой частички пламени», — сказала Джейн Портер. Это слова о дружбе. Очень хочется думать, что эти слова имеют отношение и к нам, тем, кто работает с детьми с ОВЗ.  В современной школе внедряются информационно-коммуникационных технологии, элективные курсы, идет сопровождение интегративного и инклюзивного образования и многие другие важные вещи. Это радует. Однако давайте думать,  что бы мы ни делали, ребенку в школе от этого должно становиться лучше.

Категория: Публикации | Добавил: tanya
Просмотров: 377 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz