Современные подходы к организации единого образовательного пространства в Петровск-Забайкальской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе –интернате для детей с ОВЗ.
Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат осуществляет образование и воспитание детей с нарушением зрения. Учатся ребята по общеобразовательным программам УМК «Школа России», но для успешного усвоения, программа пролонгирована на один год обучения в среднем звене школы. Для того чтобы иметь возможность в будущем реализовать себя в обществе и приобрести профессию, учащиеся должны получить достойное образование наравне со своими здоровыми сверстниками. Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самостоятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей педагоги систематически и целенаправленно занимаются повышением профессионального уровня, всегда в курсе современных инновационных технологий, на уроках и занятиях применяют ИКТ, технологию дифференцированного обучения, метод проектов, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие и др, основанные на том, чтобы ученик становится активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.
Проводимые занятия всегда технически оснащены, дидактика и наглядность продумана с учетом специфики восприятия мира ребенком с пораженным зрением. Уроки проводятся методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности с учетом дифференцированного подхода к обучению слепых и слабовидящих детей в связи с особенностями их зрительной патологии.
Педагоги стараются, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение. Педагоги не останавливаются на достигнутом, продолжают совершенствовать урок с учетом специфики школы III-IV видов. Поэтому безукоризненное знание программного материала, насыщение коррекционным содержанием всех этапов урочной деятельности, офтальмологические рекомендации при организации урока, здоровьесбережение, дифференцированный подход при планировании домашнего задания и не только – вот те аспекты содержательной и структурной сторон урочной деятельности, на которые необходимо обращать внимание/
С 1 сентября 2011г школа-интернат перешла на новые ФГОС 2 поколения, так как стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ. В основной образовательной программе начального общего образования, которая разработана в учреждении, заложены специфические особенности детей с ОВЗ: в первую очередь это программа коррекционной работы, которая направлена на преодоление трудностей в обучении, коррекцию и развитие высших психических функций, коррекцию эмоционально- волевой и личностных сфер; помощь в социально-культурной и бытовой адаптации; программа формирования УУД. Система оценки достижения планируемых результатов естественно связана с планируемыми результатами, так как образование реализуется на базовом уровне «ученик научится», но, ни в коем случае, не исключая повышенный уровень «ученик получит возможность научиться».
Наши учащиеся, в связи с восстановлением зрения, безболезненно переходят и осваивают программы в общеобразовательных школах
Для обучающихся детей с остаточным зрением, незрячих в школьной библиотеке систематизированы рельефно-графические пособия, «Говорящие» книги, флеш-карты с текстами литературы по школьной программе и художественной литературы. Школа оснащена интерактивными досками в шести кабинетах, компьютерами, ноутбуками, мультимедиа, имеется 2 компьютера для слепых детей и специальный принтер по набору и распечатке пособий по Брайлю. Но в то же время остается недостаточным оснащение учебниками. Ведь доступная информация – это ключ к образованию. Однако их выпуск в настоящее время практически не осуществляется. Детям с ослабленным зрением просто необходимы учебники в формате укрупненного шрифта, и их не заменят столь популярные сейчас аудиокниги. Ведь грамотность дети получают, только читая книги, а не на слух.
С 1993 года в школе-интернате ведется предпрофильное и профильное обучение по специальности «массажист», что помогает слабовидящим детям получить доступную для них профессию. Для это в школе с 7 –го класса ведется преподавание предпрофильных курсов: «Выбор профессии», «Введение в специальность», Латинский язык» и др. Ведется углубленное изучение учебного курса «Анатомия и физиология человека» На старшей ступени обучения учащиеся изучают «Сестринское дело» и «массаж», где овладевают профессиональными практическими умениями и навыками для успешной интеграции в общество. Выпускники востребованы на рынке труда. 4 выпускников работают в «Академии здоровья», выпускников можно встретить на курортах, здравницах, поликлиниках, больницах Забайкальского края, Томска, Бурятии. А еще один выпускник работает в сборной по футболу г.Перми.
В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает развитие пытливости, любознательности каждого ученика. Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в школе организована внеурочная деятельность школьников, которая объединяет все виды деятельности. Это:
Предметные недели, декады. Предметные недели являются одной из составляющих внеклассной работы по предмету. Ценность данных мероприятий в том, что учащиеся погружаются в предмет, участвуя в течение недели, 10 дней в различных мероприятиях, в том числе развлекательных, что повышает интерес к предмету, закрепляет приобретенные знания.
В целях повышения правовой и политической грамотности и применение приобретенных знаний в практической деятельности в школе создана Школа молодого избирателя. Одним из основных направлений Школы молодого избирателя будет являться правовое просвещение школьников. Совместная работа с городской избирательной комиссией, взаимодействие с общественными организациями, учреждениями будет способствовать развитию кругозора, интеллектуальных способностей, воспитания чувства ответственности, осознанного отношение к учебе и труду.
Научно исследовательская работа считается более сложной для детей с ОВЗ из-за недостаточного внимания, концентрированности, погружения в работу, отсутствия необходимых знаний и т.д. Но она является хорошим направлением внеурочной деятельности и наши учащиеся осуществляют ее. Четвертый год подряд проводится школьная научно-практическая конференция «Мой первый шаг в науку». Учащиеся выступают с проектами на различные темы, выходят с проектами в городское сообщество.
Олимпиады. Ежегодно принимаем участие во Всероссийских олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Олимпиус». Количество предметов, в которых принимают участие дети, увеличивается. Это и английский, русский, математика, биология, химия, история, право, обществознание. В 2012г на муниципальной олимпиаде по истории Ученица 9-го класса Рубба Александра заняла 2 место по истории, ученица 10-го класса Беломестнова Елена 3- по праву. В 2013 году вновь по истории 2 место.
Все это стимулирует рост учащихся, воспитывает у них интерес к предметам, настойчивость - желание не отстать от других.
Известно, и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Целью образования таких детей, прежде всего, является введение их в социальную культуру. Одним из таких методом смело можем назвать музейную педагогику, так как она включает всевозможные формы работ, но при этом одна из немногих способна быть максимально приближенной к конкретным потребностям в развитии, образовании и воспитании каждого конкретного ученика.
Здесь, то на помощь и приходит школьный музей и его пространство, так как именно в нем можно отрабатывать нужные навыки.
12 октября 2012 г в школе открыт этнографический детский музей-мастерская «Народы Забайкалья». Экспонаты, информация музея представлены разделами народов, населяющих наше Забайкалье. Это семейские, казаки, буряты и эвенки. Учащиеся знакомятся с культурой, бытом народов Забайкалья, овладевают старинными видами рукоделия, такими как плетение на деревянной рамке, бердо. Научились плести, изготавливать куклы-мартинички, куклы-закрутки, ткать небольшие ковры, подушечки. Свое мастерство учащиеся демонстрировали на творческой мастерской, которая прошла в рамках предметной недели технологии и в рамках кустового методического объединения педагогов коррекционных школ и детских домов и участников школьных музеев города. Кроме этого группа учащихся познакомилась с играми народов Забайкалья, освоили их и выезжали в городские школы и детский сад, где проводили мастер-классы по этим играм.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, формулированием предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации.
Основной целью развития школы остается создание коррекционно-развивающей среды и обеспечение тифлоинформационного пространства как условий для получения доступного и качественного образования для детей с нарушением зрения.
Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка, развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура. Коррекционно-развивающая среда в школе-интернате является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с нарушением зрения, которая учитывает особенности и потребности учащихся с глубокой патологией зрения.
В кабинетах начальных классах, группе детского сада для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры с яркими зрительными стимулами; используется тактильное панно как средство коррекции и компенсации первичного дефекта. Систематические занятия способствуют кроме снятия зрительного утомления и тренировки мышц глаза, стабилизации психоэмоционального развития детей в целом. В качестве оформления в коридоре используется статичный сенсорно –координаторный офтальмотренажёр (со статичными зрительно – сигнальными сюжетами) и способен решать важные задачи по охране зрения и зрительного восприятия: побуждать детей к зрительной активности и вызывать у них положительные эмоции , закреплять умение удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи, способствовать умению проводить линии от заданного начала к заданному концу.
Здоровьесбережение – неотъемлемая часть практической деятельности педагогов школы. Сформированы памятки, практические рекомендации, основным содержанием которых является обучение воспитанников специальным упражнениям, регулирующим на уроках активное состояние и снятие напряжения, правильное проведение офтальмологических гимнастик с учетом патологии зрения.
С целью выработки грамотных рекомендаций педагогам для правильной организации учебной деятельности специалистами школы и врачом-офтальмологом проводятся семинары – практикумы по разъяснению сущности заболеваний, имеющихся у наших воспитанников.
Два раза в год учащиеся обследуются офтальмологом на предмет определения динамики состояния зрительных функций. Укреплению здоровья учащихся способствуют занятия ЛФК, щадящий режим уроков физкультуры, офтальмологический режим урока, динамические паузы в ходе учебного процесса.
Поэтому по итогам деятельности педколлектива в рамках комплексно-целевой программы «Здоровье», можно сделать выводы о правильной организации учебной деятельности для достижения хороших результатов обучения детей с патологией зрения. Играют роль и создание благоприятного эмоционального климата в школе, психолого-педагогической поддержки учащихся на уроках и во внеклассной работе, использование мер психологического и лечебного характера, более грамотного и системного применения коррекционно-развивающих форм работы в классах и грамотно организованной работы второй половины дня. Слепота и слабовидение сужают двигательные возможности детей, создают значительные трудности при организации спортивно-оздоровительной работы. И все-таки наши учащиеся принимают участие в ежегодной Всероссийской акции «Кросс наций» « «Лыжня России», организуются спортивные соревнования по шашкам, конькам.
Медицинские работники осваивают внедряют здоровьесберегающею технологии БОС- охрана зрения.
Функционирует сенсорная комната, главная цель занятий: нормализация эмоционального самочувствия, развитие сенсорики ребенка с особыми образовательными потребностями.
Воспитательная работа представлена следующими направлениями работы, которые соответствуют внеурочной деятельности ФГОС 2:
- Мое Отечество;
- Мир ценностей;
- Мир знаний, творчества, профессии;
- Я и здоровье;
- Мир природы
- Мир прекрасного
- Мир увлечений.
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, удовлетворять личные потребности, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Проводимые в школе мероприятия обеспечивают включение всех детей в воспитательный процесс. А участие детей в мероприятиях, говорит об эффективности воспитательного процесса (перечислить)
Вовлечение обучающихся в такие виды деятельности позволяет им преодолеть неуверенность в себе, приобрести внутреннюю свободу, избавиться от комплекса социального несоответствия, а в дальнейшем адаптироваться в среду здоровых людей.
Система дополнительного образования была построена с учетом интересов, возможностей детей-инвалидов. Учащиеся посещают художественную школу, в школе работает филиал детской музыкальной школы по классу баяна.
Главной задачей дополнительного образования в школе является социальная адаптация детей, подготовка их к жизни в современном обществе.
Развитие и воспитание социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Систему социального партнерства наше образовательное учреждение выстраивает в содружестве с теми, кто не остается равнодушен к судьбам детей. Программные мероприятия обеспечивают, на наш взгляд, успешное решение проблем социализации воспитанников за счет интеграции совместных усилий педагогического коллектива и гражданского сообщества. Школа работает в содружестве с ЦДТ, ДКиС, краеведческим музеем, музеем Декабристов.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества.
В школе организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся. Основная цель деятельности специалистов медико-психолого- педагогической службы – оказание своевременной специализированной помощи учащимся в комплексной диагностико - консультативной и коррекционно-развивающей работе.
Сопровождение дает возможность увидеть как положительные, так и отрицательные моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа, которые проводят наши педагоги. Коррекционная подготовка проводится, в основном, в индивидуальном и подгрупповом режиме.
Ребенок, поступивший в школу не умеющий писать и читать, выходит из стен школы с начальными профессиональными навыками.
Опыт работы показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми.
Зажигая от своего светильника свечи других людей, ты не лишаешься ни единой частички пламени», — сказала Джейн Портер. Это слова о дружбе. Очень хочется думать, что эти слова имеют отношение и к нам, тем, кто работает с детьми с ОВЗ. В современной школе внедряются информационно-коммуникационных технологии, элективные курсы, идет сопровождение интегративного и инклюзивного образования и многие другие важные вещи. Это радует. Однако давайте думать, что бы мы ни делали, ребенку в школе от этого должно становиться лучше.