Реализация основных направлений национальной президентской инициативы «Наша новая школа в ГС(К)ОУ «П-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» (доклад в рамках краевого августовского совещания работников образования 2012г. презентация)
Образовательное учреждение в прошедшем учебном году работало над реализацией основных направлений президентской инициативы « Наша новая школа». Деятельность осуществлялась в соответствии с федеральными законами «Об образовании», «Приоритетного национального проекта «Образование» и других документов, регламентирующих нашу деятельность. В данной инициативе выделено 5 ключевых направлений развития общего образования: обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье школьников.
Какие задачи мы ставили и как их решали?
1 сентября 2011г осуществлен переход на новые образовательные стандарты. Среди требований к результатам в проекте инициативы обозначены главными умение учиться, опора на передовую науку и закономерности возрастного развития, и поэтому одним из главных в деятельности учителя и ученика становятся универсальные учебные действия. В структуре обновленных стандартов БУП школы преимущественное место занимает инвариативная часть (общеобразовательные и коррекционные курсы) . Внеучебная деятельность учащихся организуется во второй половине дня по 6 направлениям развития личности : художественно – эстетическое (музыкальный кружок, театральные ступеньки), спортивно-оздоровительное (разговор о правильном питании, подвижные игры, ритмика), научно-познавательное (уроки психологического развития, юный эколог, информатика), патриотическое ( (я-гражданин России), общественно-полезная деятельность (наши руки не знают скуки). Занятия проводятся педагогами школы-интерната и воспитателем ГПД, педагогом-психологом.
Переподготовку по внедрению новых стандартов прошли 4 человека. Организовано консультирование, проведение тематических семинаров, педсоветов по вопросам внедрения ФГОС.
Вариативная часть БУП сегодня предусматривает занятия по выбору учащихся медицинского профиля обучения. Это введение в специальность, сестринское дело, основы массажа, углубленный курс изучения биологии. Факультативные занятия вводятся, начиная с 7 класса.
«Развитие учительского потенциала» - одно из основных направлений национальной инициативы «Наша новая школа». В реализации данного направления акцент ставится на два основных приоритета:
- Сосредоточиться на моральном и материальном стимулировании лучших учителей через конференции, сборы и фестивали, отдельные программы, через развитие профессиональных конкурсов;
- Оценить профессиональное состояние педагогов, включая образовательные цензы, эффективность, переподготовку и повышение квалификации.
На конец 2011-12 учебного года в образовательном учреждении
трудилось 45педагогов, из них учителей 25, воспитателей 17, специалистов 3.
Высшее образование - 23 , обучаются заочно 4чел, среднее педагогическое- 18. Дополнительное дефектологическое -21
Педагоги школы всегда ответственно подходят к повышению своей профессиональной компетентности: обучаются на курсах повышения квалификации, осваивают информационно-коммуникационные технологии. повышают свое мастерство, квалификацию через методические школьные объединения, в школе созданы творческие группы,
Основной формой повышения квалификации является прохождение аттестации педагогами. С января 2010г прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности - 14 педагогов, подтвердили высшую квалификационную категорию 1 чел.
Информационно-коммуникационная компетентность - одна из ключевых компетентностей современного человека. Но, прежде чем обучать кого-то, нужно самому в совершенстве овладеть современными информационными технологиями. Эту задачу в течение ряда лет успешно решает коллектив школы. Прошли курсы «Пользователь ЭВМ» - 23 чел из них курсы повышения квалификации дистанционного обучения – 6чел
Эффективнее стали использоваться в образовательном процессе медиаресурсы и ресурсы сети Интернет. Информатизация помогает активно перестраиваться, обновлять учебный процесс.
Учителя принимают участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях, публикуют свои материалы на образовательных, педагогических сайтах, заводят мини-сайты, публикуют печатные материалы в областных изданиях.
2010г муниципальный конкурс «Учитель года» 1 место Малкова Т.А. учитель начальных классов
2011г кустовой конкурс «Лучший по профессии» 1 место Леухина Т.Б. учитель начальных классов
2 место - Малкова Т.А. учитель начальных классов
2011г Публикация в журнале Педагогическое обозрение» Малкова Т.А. учитель начальных классов
2011г. 3 место Всероссийский дистанционный конкурс Макарова Н.Н. учитель технологии, Писаренко Е.С.- воспитатель
2011г 1 Всероссийский дистанционный конкурс методических разработок «Мамин день».
2011г – Кустовой конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» - воспитатель Писаренко Е.С.
2012г Международный конкурс «Товарищ, верь…», посвященный
190- летию восстания декабристов - Попова В.Н. библиотекарь.
2012г Х Сократовские педагогические чтения – Макарова Н.Н. учитель технологии, Киселева С.И. учитель мимики.
2012г Всероссийский дистанционный фотоконкурс «Один день из жизни педагога» - Леухина Т.Б. учитель начальных классов, Писаренко Е.С. воспитатель
2012г Всероссийский дистанционный конкурс «Самый классный классный час» - Дутова В.Г. воспитатель, Киселева С.И. учитель мимики.
Решению ключевых задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках направления: «Система поддержки талантливой молодежи»; способствовала реализация программы «Развитие потенциальных способностей и склонностей детей и учащихся школы-интерната». Исходя из гуманистической педагогики, школа признает потенциальную способность каждого ребенка, и стремиться развивать интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Здесь уместно вспомнить притчу. (притча)
В школе-интернате обучаются разные дети: дети с интеллектуальными способностями, творческими, музыкальными. Выделяются учащиеся, не достигшие, по каким-то причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления, способностью тонкой моторики манипулятивных действий
Поиск таких учащихся проводится посредством предоставления детям возможности принимать участие в конкурсных мероприятиях на трех уровнях: школьном, районном, краевом.
2011-12учг
Региональный фестиваль самодеятельных театров Сибири «Рожденные от солнца» г.Красноярск ( сентябрь, март) диагностическая группа детского сада. Диплом участника, Диплом лауреата в номинации «Открытие» Писарев В
Краевой фестиваль детского творчества среди детей с ОВЗ по зрению г.Красноярск. Дипломы 2,3 степени денежные премии.
Всероссийский конкурс «Волшебные превращения пластиковой бутылки» 3 место в номинации «Я предлагаю идею» Карпенко А..Юшин К 7кл
Всероссийский дистанционный конкурс, посвященный Дню матери – 6 чел
2место Верхотуров Евгений 8Бкл
Лауреат Демьяненко Николай 8кл.
Международный конкурс «Товарищ, верь…», посвященный 190- летию восстания декабристов - 8уч-ся
Краевой конкурс «Такое чудо бытия…», посвященный Г.Головатому на лучшее произведение среди людей с ОВЗ -7 уч-ся
Всероссийский дистанционный конкурс рисунков, посвященных 8 Марта.
Кустовой КВН среди детских домов и специальных коррекционных учреждений – 1 место
Муниципальные конкурсы: «П-Забайкальская жемчужина», фестиваль «Весенние звезды», рисунков. Посвященных творчеству К.Чуковского, по сказкам Пушкина, выставка декоративно-прикладного творчества «Единое Забайкалье». Здесь были представлены рисунки и поделки детей, педагогов. На областной фестиваль в рамках дни П-Забайкальска в Чите отобраны две работы учителя технологии Макаровой Н.Н. В целях военно-патриотического воспитания участвовали в кустовых массовых мероприятиях: военно-спортивная игра «Зарница» 3 место ; «Неразлучные друзья – взрослые и дети»- 2 место и других
Отдельным направлением в работе с интеллектуально одаренными детьми является Всероссийская олимпиада школьников. В этом году наши учащиеся впервые приняли участие во Всероссийских и Международных олимпиадах и конкурсах «Русский медвежонок», «Кунгуру», «Олимпиус» (по русскому языку и истории). 42чел. Второй год в школе-интернате проводится научно-практическая конференция «Мой первый шаг в науку», где учащиеся защищают различные проекты по предметам. В первый год было предоставлено 4 проекта 97ч), участвовало чел, в этом учебном году 8 (15чел) 1 место занял групповой проект учащихся 8-го класса «Культура семейских Забайкалья» под руководством учителя истории Макаровой Е.И., учителя технологии Макаровой Н.Н. Именно этот проект послужил началом становления школьного детского этнографического музея «Народы Забайкалья» . И сегодня наш школьный этнографический музей работает.
Создан уголок, посвященный забайкальскому казачеству, будет подбираться материал о коренных народов Забайкалья (буряты и эвенки). Учащиеся будут принимать участие в пошиве костюмов, оснащении музея материалами о культуре и быта народов Забайкалья. Учащиеся и педагоги приняли участие в 1 Межрегиональном фестивале «Семейская круговая», который проходил в с. Красный Чикой.
Вернемся к учительскому потенциалу. Творческие группы будут работать наиболее эффективно, творчески, плодотворно, если будет идея, цель, которая заинтересует всех. И такая творческая группа, которая объединила воспитателей и педагогов разных предметов функционирует, координатором которой является руководитель музея Макарова Е.И.
Все указанные выше цифры хоть показывают положительную динамику, может быть не такую значительную, но в целом задача ОУ на 2012-13 уч. год - выстроить систему работы в данном направлении на школьном и муниципальном, и других уровнях.
В рамках реализации направления «Система поддержки талантливых детей» необходимо научиться подбирать виды и формы деятельности, в которых наши дети с ОВЗ могли бы проявить себя и развить свои способности: не мероприятия должны быть под детей, а дети под мероприятия. Важно уметь поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации каждого учащегося. Для этого нужно использовать все имеющиеся ресурсы и возможности, не ограничивать учащихся в выборе олимпиад, конкурсов, конференций и др. организованных форм занятости, где можно проявить свои способности.
Школа для детей с ОВЗ. Этим уже все сказано. Абсолютно здоровых детей в нашей школе нет. Поэтому наиболее важным направлением национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является «Здоровье школьников». В рамках Основной образовательной программы начального общего образования, работает программа «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» и в рамках проекта «Наша новая школа» «Здоровье»
Задачей школы на сегодняшний день должно стать создание активной здоровьесберегающей образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него понимания сущности здорового образа жизни. Уклад школьной жизни, организация учебного процесса должны быть такими, чтобы школьнику было приятно и комфортно на уроке, да и вообще в школе – тогда результаты учения будут лучше, а личность будет развиваться более гармонично. Здоровье школьников – это не только физическое здоровье, в современной школе проблема нервно-психического здоровья, что называется, видна невооруженным глазом.
В ОУ проводится определенная работа по сохранению здоровья учащихся. Это диспансеризация учеников 2 р в год специалистами ЦРБ и г.Читы, оздоровление детей в летних лагерях «Орленок» и «Металлург», в санаториях «Шиванда», «Кука»,
проведение ежегодных месячников ЗОЖ в ноябре, февраль, День здоровья, Лыжня России, спортивные соревнования и мероприятия внутри школы.
Опираясь на определенные результаты по укреплению здоровья школьников, и развивая их, нам необходимо решить следующие задачи:
1. Создавать условия для занятия физкультурой и спортом.
2. Активизировать работу спортивно-оздоровительных секций
Подводя итог своего выступления, хочу остановиться на следующих основных моментах: существует ряд факторов, препятствующих социальной адаптации воспитанников, детей-сирот. Во-первых отклонения в физическом развитии, психическом, особенности психического развития влияют в первую очередь на взаимоотношения (со взрослыми) – напряженность, неадекватность во взаимоотношениях. Специфика формирования личности – живут сегодняшним днем, не ставят цели, для них характерно замедленное осознание своего места в обществе. Необходимо четко определить приоритеты для каждого ребенка, прежде всего через систему предпрофильного и профильного обучения и хорошо организованной индивидуальной работы. Развивать личность ребенка путем вовлечения в различные сферы деятельности так чтобы это способствовало развитию самостоятельности, инициативности, ответственности, стремления что-то достигнуть.
|