Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 22.12.2024, 20:35

Сайт Казанцевой 

Татьяны Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Методическая работа [13]
ФГОС-ОВЗ [5]
Воспитателю [6]
Нормативные документы [3]
Современный урок [13]
О воспитании [3]
Готовность ребёнка к школе [0]
Учимся вместе с детьми [1]
Публикации учащихся [2]
Поздравления [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » ФГОС-ОВЗ

Методические рекомендации по созданию офтальмоэргономических условий при обучении слабовидящих обучающихся

Государственное общеобразовательное учреждение «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»

 

 

 

 

Методические рекомендации

  по созданию

 офтальмоэргономических условий

 при обучении слабовидящих обучающихся

 

 

 

 

 

       Казанцева Т.В. заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

 

 

2016г.

г.Петровск-Забайкальский

 

          Одним из главных аспектов в обучении слабовидящих обучающихся – знание видов глазной патологии и факторов снижения функций зрительной системы.  Наличие факторов риска в развитии  слабовидящих обучающихся делает обязательным осуществление профилактических мероприятий , а их знание позволит педагогам осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы в выборе и уточнении содержания отдельных офтальмогигиенических  условий.

          В методических рекомендациях  представлены теоретические и практические рекомендации  по разработке и применению  средств и специальных приемов обучения и созданию оптимальных эргономических условий в  обучении слабовидящих обучающихся.

 

 

ОФТАЛЬМОЭРГОНОМИЧЕСКИЕ   УСЛОВИЯ   КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

(рекомендации для учителя)

Вид глазной патологии

Рекомендации по разработке и применению  средств и специальных приемов обучения

Создание оптимальных эргономических условий

Примечания

Миопия (близорукость). М бывает слабой степени (до – 3,0 Д), средней – (до -6Д), высокой (выше -6Д). При миопии лучи фокусируются перед сетчаткой, подтягивают ее к себе и создают угрозу отслойки сетчатки

Исключить при чтении мелкий шрифт. Для использования рекомендуется крупный, печатный (рубленный) шрифт (18-20 кегель). Высота буквы (цифры) при письме в тетрадях 5-5,5 мм, межбуквенные (межцифровые) пространства – 3мм, на доске – 12=14 см.

  Мелкие натуральные объекты (семена, насекомые и т.д.) заменяются увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировки. Изобразительные пособия в сочетании с рельефно- и цветоисполнением, для бисенсорного  восприятия (неполноценное зрение и восприятие). Контрастность пособий – 90-95 %, минимальная загруженность перцептивного поля – 4-5 объектов. Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-жёлтых и зелёных тонах. Чёрные изображения следует  с увеличением контрастности в 2 раза.

  Замена демонстраций пособий на работу  с аналогичным раздаточным дидактическим материалом на рабочем столе.

   Экскурсии в  природу, прогулки на свежем воздухе  с  обязательными  упражнениями по ориентировке в пространстве с использованием  тифлоприборов (фоноскоп, фотофон и др.)

  Постоянный контроль за осанкой, применение работы стоя за столом  (чтение, пересказ, прослушивание).

   Рекомендуются коррекционные приёмы по определению размеров (масштабности), сравнительный разбор объектов. Упражнения на тренировку аккомодации (предъявление объектов для опознания на различном расстоянии).

Занятия без наклонов и резких приседаний. Зрительная гимнастика не менее двух раз за урок. Полностью исключить мелкую работу.

Место ученика в кабинете в передней половине, ближе к источнику естественного освещения.

  Освещённость поверхности рабочего стола 500 лк, при проведении практических и лабораторных работ – 1500лк.

  Допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых (работа на слух) - 10 мин. Зрительная гимнастика не менее 2 раз на протяжении занятия.

  Наличие на рабочих столах подставок для чтения учебников и текстовых материалов, кафедральных надстроек для работы стоя.

 При работе на пришкольном участке, в лаборатории чередование практических действий с наблюдением. Занятия на пришкольном учебно-опытном участке без резких движений и длительных наклонных положений, исключить мелкую работу (посев семян, пикировка рассады, прореживание всходов.)

 Строгое соблюдение режима дня, занятия на свежем воздухе, закаливание.

Подбор увеличителей проводят с учетом состояния зрительных функций. При осложненной миопии до 10,0 дптр используют ручные или накладные лупы большого диаметра с увеличением 2—4, чтобы сохранить наблюдение двумя глазами. При миопии более 10,0дптр и при остроте зрения ниже 0,1, как правило, удается только монокулярная коррекция. Удобны лупы с креплением на очковой оправе, а также опорные лупы с регулируемым положением линзы, размещаемые на расстоянии меньше фокусного, требующего 2—4 дптр аккомодации.

Не сажать ребенка рано за стол для занятий, не работать на расстоянии ближе 30см! При М нельзя резко и длительно наклоняться, поднимать тяжести, сотрясать тело.

Подбор увеличителей проводят с учетом состояния зрительных функций. При осложненной миопии до 10,0 дптр используют ручные или накладные лупы большого диаметра с увеличением 2—4, чтобы сохранить наблюдение двумя глазами. При миопии более 10,0дптр и при остроте зрения ниже 0,1, как правило, удается только монокулярная коррекция. Удобны лупы с креплением на очковой оправе, а также опорные лупы с регулируемым положением линзы, размещаемые на расстоянии меньше фокусного, требующего 2—4 дптр аккомодации.

Гиперметропия (дальнозоркость) Нм бывает слабой степени (+3,0Д), средней – до +6Д, высокой – выше +6Д.

При высокой степени Нм у ребенка должно быть двое очков (для дали и близи). Учитель должен это учитывать при выборе форм работы, чтобы ребенок постоянно не снимал- надевал очки. Если не  надевать очки, то может развиться рефракционная амблиопия. Нужно учитывать, что длительная работа вблизи вызывает утомление (астенопию). Это жжение в глазах, в области лба, головокружение.

Списывать с доски не желательно (при высокой Нм), лучше писать на самой доске. При Нм глазное дно в норме, физические нагрузки не противопоказаны, сетчатке ничего не угрожает.

Высокая гиперметропия сопутствует многим тяжелым врожденным заболеваниям глаз и обычно сопровождается нистагмом. Используют гиперокуляры моно- и бинокулярного применения со светофильтрами, лупы с увеличением от 2 до 10 с очковой коррекцией гиперметропии для дали или для близи.

М и Нм – это аномалии рефракции. Рефракция – это способность глаза преломлять лучи света.

 

К аномалиям рефракции относятся также анизометропия и астигматизм (AST). Нм и М часто сочетаются с астигматизмом. На сетчатке глаза из-за неправильного преломления лучей появляется искаженное изображение предметов. Острота зрения на этом глазу теряется, он выключается из акта зрительной ориентации, и это ведет к развитию амблиопии (это форма понижения зрения без анатомической и рефракционной основы). AST- это разная проекция изображения по вертикальному и горизонтальному меридианам глаза. Изображение падает в разные места. Изображения не сливаются, т.е. не происходит фузия.

Анизометропия – это неодинаковая по виду и по степени рефракция обоих глаз. Например: правый глаз – М, левый – Нм. Для близи ребенок использует один глаз, а для дали другой. Зрение монокулярное.

Изображения воспринимаемых субъектов проецируются на сетчатке неодинаково. Ребенок не может  правильно оценить размер, величину, расстояние. Плохо происходит слияние изображений в один образ.

Очень трудно подобрать очки. Ребенка надо учить не доверять своему дефектному зрению, все проверять с помощью сохранных органов чувств. Очень высокая утомляемость. Зрительная нагрузка минимальная, частые упражнения для глаз.

 

 

 

Заболевания хрусталика (катаракта – помутнение хрусталика; подвывих хрусталика; афакия – отсутствие)

  Подбирать натуральные объекты и их изображения различной величины, масштабности, сложности и деталировки в зависимости от разновидности патологии и остроты зрения.

     При плеоптическом лечении – упражнения для тренировки амблиопичного глаза для стимуляции сетчатки различение и определение мелких деталей внешнего и внутреннего строения предметов, растений, животных, рассматривание мелких рисунков, раскрашивание деталей, постепенное уменьшение деталей.

 Контрастность – 40-90%, цветоисполнение  преимущественно в жёлто-красно-оранжевых тонах.

    Использование демонстрационных приёмов показ таблиц, схем, натуральных объектов.

  Проведение лабораторно – практических работ, занятий по труду, по интересам, при выполнении практикума с микроориентировкой и использованием мелких препаратов и деталей, практиковать использование мелких операций с объектами, формировать мелкую моторику.

 

  Место ученика в кабинете в большинстве случаев во второй половине помещения.

   Освещённость поверхности рабочего стола 300-500 лк, при проведении лабораторных работ – до 1000 лк.

 Допустимая зрительная нагрузка 10-15 мин, отдых 7-10 мин (работа на слух, устное выполнение заданий)

  Контроль за правильным использованием глазных линз и сменных очков.

    Виды работ на пришкольном учебно-опытном участке без сотрясения тела.

 

   Ограничение физических нагрузок при трудовых операциях для учащихся с  афакией и подвывихом хрусталика, исключить резкие движения, сотрясения тела  и подъём тяжестей.

Глаукома – это повышение внутриглазного давления из-за нарушения оттока внутриглазной жидкости. Заболевание прогрессирующее. Врожденная глаукома (гидрофтальм – водянка глаза)

 Подготовка натуральных и изобразительных  пособий без мелкой деталировки с рельефно-цветовым исполнением  (достаточных для восприятия с помощью неполноценного зрения и осязания).

    Контрастность изобразительного материала в пособиях 80-100%. Выделение существенных (сигнальных) признаков объектов в изобразительных  пособиях контрастным цветом и рельефом.

   Формирование навыков последовательного, поэтапного обследования натуральных и изобразительных  пособий, отработка умений ориентироваться  в пособии (начало обследования, последовательность его хода, выделение сигнальных признаков) с помощью дефектного зрения и осязания.

  Исключается показ кино-диа-видеофильмов при длительном затемнении кабинета (просмотр не более 15 мин). Нельзя долго находиться в  затемненной комнате. Исключить подвальные помещения и яркий солнечный свет.

  Исключается из лабораторного практикума работы и задания  с мелкой деталировкой (строение семян, древесины, внешнее и внутреннее строение насекомых…). Замена натуральных объектов их адаптированными изображениями. Проводить мелкую работу с помощью осязания, без зрительного контроля. Работа без наклонов головы.

   Эмоциональное восприятие высокое, поэтому формирвоать эмоциональность восприятия изучаемого материала, но без бурного эмоционального вплеска. Исключить стрессы. Упражнения по эмоциональному восприятию  объектов и процессов.

  Место ученика в кабинете в передней половине помещения.

  Освещённость поверхности рабочего стола 500 лк, при проведении лабораторных работ – до 1500 лк. Оборудование рабочего стола ученика автономным освещением, сенсорными выключателями настольных ламп. Зрительная нагрузка – 10-15мин, отдых 10-7мин.

  Исключается работа на пришкольном учебно-опытном участке и на экскурсионных занятиях в природе в жару и на солнцепёке, очень ограничены физические нагрузки (в 20 раз меньше нормы).  

  При остром приступе (резкое повышение внутри-глазного давления) снять нагрузку, возможно освободить от занятия. Запрещаются резкие наклоны головы, туловища, подъём тяжестей. Взять под особый контроль в этом направлении учащихся с гидрофтальмом.

Нельзя! Читать вечером; завязывать глаза;  читать буквы по Брайлю глазами; кричать на детей; резко менять температуру.

Надо!

Очки с зелеными стеклами для улицы; кровать у окна; ночник горит всю ночь.

Атрофия зрительного нерва -полное  или  частичное

 разрушение го  волокон  с 

замещением  их 

соединительной   тканью. Основным симптомом атрофии является снижение остроты зрения, неподдающееся коррекции. Нарушается поле зрения  и цветовосприятие.

При подготовке раздаточного дидактического материала обращается внимание на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 40% по сравнению с нормой).

   Контраст изображений, изучаемых объектов и процессов 80-100%, цветонасыщенность 0,8-1,0, особое внимание к белому и красному цветам Подбираются натуральные объекты с этой краской, их различие осуществляется с помощью фоновых экранов

Использование приемов предметной и цветовой унификации при  разработке и создании изобразительных пособий. Рекомендуются упражнения на ускорение мыслительных операций, на развитие логической памяти.

При работе на пришкольном учебно-опытном участке, в природе, проведении опытов применяется чередование физических нагрузок с процессами наблюдения.

 На уроках и экскурсиях практикуются коррекционные упражнения на совершенствование реакций слежения и фиксации взора, развитие периферического зрения (проследи движение гусеницы, дождевого червя, найди поражение на коре дерева, как изменяется прозрачность воды при растворении в ней известняка и др.). Тетради – крупная клетка, линейка, долиновка дополнительная очень контрастная. Необходима подставка  для книг.

 

  Место ученика в большинстве случаев близко к доске.

  Освещённость поверхности рабочего стола 500-1000 лк. Допустимая зрительная нагрузка до 15 мин., отдых 3-5 мин. Не менее двух зрительных гимнастик за урок.

  Темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой. Постоянный контроль за  утомлением школьников. Физические нагрузки снизить в 3-4 раза.

Увеличители подбирают с учетом характера изменений поля зрения.

Питание  при  атрофии зрительного нерва

 Должно   быть

  полноценным, 

разнообразным 

и  богатым   витаминами.  В  пищу  необходимо  употреблять как  можно  больше  свежих  овощей   и 

фруктов, мясо,  печень, 

молочные  продукты, 

каши  и  др.

Работоспособность очень низкая (50%), утомляемость – очень высокая. Танцы, игры, физкультура даются с трудом.

 

Патология сетчатки. Дистрофия и дегенерация сетчатки.

 При подборе и изготовлении изобразительных пособий используется цветоконтрастная унификация (цвет соответствует определённой классификационной группе, системе, органу и др.) в соединении с рельефным изображением.

  При значительном сужении поля зрения сложные  изображения разделяются на составляющие и используется поэтапная методика подачи материала с выходом на целостный образ без второстепенных деталей.

  Изобразительная информация в рисунках и схемах не должна быть перцептивно перегружена (до 10 рассматриваемых объектов).

  Контраст изображений 90-100%, цветонасыщенность 0,8-1,0. При ахромазии у учащихся используются для распознавания цвета цветочувствительные сигнализаторы (фотофон, фоноскоп).

  Осуществляется коррекционный контроль за распадом сформированных представлений.

.

  Рекомендуются упражнения с подвижными зрительными ориентирами. Коррекционные упражнения по светоразличению со сменной яркостью.

 Место ученика в первой половине и в середине кабинета, в зависимости от остроты зрения.

  Освещённость поверхности стола в кабинетах 1000лк. При проведении лабораторного практикума освещённость до 1500лк.

  Допустимая зрительная нагрузка на уроке до 15-20 мин с частыми перерывами  в 1-2 мин.

   При трудовых операциях в классе, школе, участке физические нагрузки без резких движений, без подъёма тяжестей, с ограничениями наклонов головы и туловища. Под особый контроль берутся дети с отслойкой сетчатки.

При остроте зрения выше0,15 удобны опорные и строчные лупы, при более низкой остроге зрения -телеувеличитель. Основная цель — добиться расположения увеличенного текста как можно дальше от глаза, чтобы расширить видимое поле. При «туннельном» зрении для панорамного восприятия окружающей среды эффективны «обратные» телескопы и очковые минусовые линзы, удерживаемые в руке на некотором расстоянии от глаза.

Темповые нагрузки для учащихся (особенно с суженным полем зрения) в 3-4 раза медленней по сравнению с нормой

Врожденные аномалии развития глаз

Изобразительные наглядные пособия с резким выделением контуров ( рельефной или чёткой плоской линией) объектов, цветоконтрастное изображение существенных признаков. контрастный фон представить на тех участках изображения, где встречается красный, белый и зелёный цвета.

 При рассматривании натуральных объектов рекомендуется использовать фоновые контрастные экраны. Контраст в изобразительных пособиях 80-100%, цветонасыщенность 0,7-1,0.

 Рекомендуются коррекционные упражнения по определению формы изучаемых объектов по их контуру, задания на воспроизведение формы объекта по эталону (вылепить, нарисовать, обвести фломастером контур, обколоть брайлевским грифелем  и др.).

  При проведении лабораторного практикума рекомендуются инструктивные карточки с контурным (рельефным) изображением установок оборудования для проведения опытов.

Рабочее место ученика во второй половине кабинета, в случае фотофобии вдали от окна.

В ряде случаев (светобоязнь) рабочее место определяется вдали от окна.

 Освещённость поверхности стола от 800 до 1200 лк в зависимости от зрительной патологии. Допустимая зрительная нагрузка 10-15-20 мин. (индивидуальная). Все трудовые операции сопровождаются частой сменяемостью заданий с учетом физической нагрузки.

 

 

Косоглазие - нарушение глазодвигательных функций. Этот недостаток выражается в снижении остроты зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения. На косящем глазу всегда наступает амблиопия

при dev (отклонении) 15°-20°-требовать ношение очков. При расходящемся косоглазии подставка для книг не нужна– горизонтальная рабочая плоскость.  Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная – обязательно применение подставок. Необходимо обеспечить удобный режим работы,  строгое соблюдение требований гигиены зрения, недопущение зрительной работы на слишком близком расстоянии от глаз, чтения при плохом освещении, лежа, дозированности зрительных нагрузок

Детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте, детям с косоглазием и амблиопией - в среднем ряду на первых партах (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). Однако, необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся - настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения и в среднем ряду. При расходящемся косоглазии - как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения, 1 или 3 ряд

 

Монокулярный характер зрения. Зрение преимущественно одним глазом. Дает представление о ширине и высоте, но не дает представления о глубине, объеме и взаимном расположении предметов. Объем при монокулярном зрении познается только руками. Все давать в руки.

 

 

Категория: ФГОС-ОВЗ | Добавил: tanya (13.06.2016)
Просмотров: 344 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024