№
|
Факторы урока
|
Уровни гигиенической рациональности урока
|
Рациональный
|
Недостаточно
Рациональный
|
Нерациональный
|
1
|
Выполнение рекомендаций Сан Пина:
- Освещенность;
- Проветривание;
- Место и длительность применения ТСО и до
|
|
|
|
2
|
Число видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач)
|
4-7
|
2-3
|
1-2
|
3
|
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
|
10 минут (нач.кл
15мин (ср и ст кл)
|
11-15мин
16-20
|
Более 15мин
Более 20мин
|
4
|
Число видов преподавания ( словесный, аудиовизуальный, наглядный, самостоятельная работа)
|
3
|
2
|
1
|
5
|
Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами
|
8-10мин
|
Более 10-15
|
Более 15мин
|
6
|
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
|
Учитель наблюдает за посадкой уч-ся. Позы чередуются в соответствии с видом деятельности
|
Учитель иногда контролирует позу уч-ся
|
Не контролирует. Несоответствие позы виду деятельности
|
7
|
Физкультминутки и физкультпаузы как обязательная составная часть урока.
|
2 за урок, состоящие из трех легких упражнений при 3-5 повторений каждого
|
Одна за урок с недостаточной продолжительностью
|
Отсутствие
|
8
|
Благоприятный психологический климат на уроке. Умение учителя предупредить эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать.
|
Преобладание полож-ных эмоций (юмор)
|
Имеются случаи отрицательных эмоций
|
Преобладают отрицательные эмоции
|
9
|
Учет зрительных возможностей слабовидящих учащихся
|
Паузы для глаз.
Использование рекомендаций для слабовидящих уч-ся (кегль, цветовой фон и др)
|
|
|
10
|
Окончание урока
|
Спокойное завершение урока. Ответы на вопросы. Объяснение д\з
|
быстрый темп, «скомканность» урока, Д\з без комментариев
|
Задержка уч-ся после звонка
|