Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.01.2025, 14:16

Сайт Казанцевой 

Татьяны Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Методическая работа [13]
ФГОС-ОВЗ [5]
Воспитателю [6]
Нормативные документы [3]
Современный урок [13]
О воспитании [3]
Готовность ребёнка к школе [0]
Учимся вместе с детьми [1]
Публикации учащихся [2]
Поздравления [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Современный урок

Учебная деятельность в классах коррекционно-развивающего обучения

 

Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения.

Перед  учителем, работающим  в классах, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стоит важная задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на обучающихся.

                            Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей рассматриваемой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Об этом свидетельствуют многочисленные исправления, производимые ребенком по ходу работы, большое количество ошибок, остающихся неисправленными, частое нарушение последовательности действий и опускания отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многих случаях можно объяснить импульсивностью таких учеников, недостаточной сформированностью их деятельности.

                            Низкий уровень учебных знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях общеобразовательной школы. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.

                            Известно, что обучение в школе опирается на тот жизненный опыт, те наблюдения и знания об окружающей действительности, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте. К обучению в школе ребенок должен быть не только готов психологически, но и владеть определенным запасом элементарных, в основном, практических знаний, которые служат предпосылкой для овладения основными науками. Отсутствие этих знаний лишает обучение прочной наглядно-действенной опоры.  Так, для овладения русским языком в школе необходимо, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте создались определенные предпосылки к его усвоению в виде элементарных практических обобщений в области языка: звуковых, морфологических, лексических, грамматических; сформировались элементарные фонематические представления; сложилось умение производить несложный звуковой анализ; дифференцировать звуки речи, различать и выделять их в слове, определять их число и последовательность в простых словах.

                             Опыт  показывает, что устная речь детей указанной категории, проучившихся год в общеобразовательной школе, отличается бедностью словаря и примитивностью грамматических конструкций, хотя она удовлетворяет потребности повседневного общения ребенка, в ней нет грубых нарушений произношения, грамматического строя. Практические языковые обобщения у таких детей сформированы в значительно меньшей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников. Обнаруживается диффузность фонематических представлений и слабая ориентация в звуковом и слоговом составе слов, недостаточная вариативность и гибкость в использовании грамматических средств.

                            Важнейшей задачей специального обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Известно, что нормально развивающийся ребенок начинает овладевать умственными операциями и способами мыслительной деятельности уже в дошкольном возрасте. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста учащегося и средством активизации познавательной деятельности.

                          Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое.

                          Нарушение деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и развитие ребенка. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием специальных занятий.

                         Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них в общеобразовательной школе.

                        Коррекционная работа по русскому языку с детьми с ЗПР  имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и коррекционное занятие имеют одну и ту же цель: развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам, формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.

В связи с тем, что обучаемые дети с низким уровнем сформированности  общеучебных знаний и умений, Программа по предмету должна быть составлена с учетом познавательной деятельности. Она должна предусматривать повторяемость  в изучении материала, замедленность темпа прохождения курса, опору на чувственный опыт школьников с постепенным переходом от общей информации к обобщенным знаниям.

                        По сравнению с обычной программой обучения в школе, в коррекционной школе программой  должно быть  предусмотрено, чтобы ученики овладевали более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой учебных сведений. Важным этапом в работе является моделирование специальных коррекционно-развивающих упражнений как вида дифференцированных заданий.

Содержание дифференцированных заданий, их распределение в  системе  курса предмета - задача учителя в процессе обучения школьников. Систему таких  упражнений  следует рассматривать как важную часть процесса обучения  и развития.

Преимущество системы заключается в том, что коррекция высших психических процессов и функций осуществляется непосредственно во время учебного процесса, на любом уроке и во внеурочное время. Все упражнения должны соответствовать дидактическим целям обучения и, учитывая требования программы, знаниям и умениям учащихся. Упражнения базируются на логической  системе учебного предмета и межпредметных связей.

                       Необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся. Упражнения составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала и, чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных.

Единая система заданий, играющих определенную роль в решении конкретных обучающих (дидактических) задач и направленных на коррекцию недостатков познавательной деятельности учащихся:

  • комплекс упражнений, обеспечивающих произвольность психических процессов, направленных на формирование важнейших учебных действий;
  • комплекс упражнений, развивающих и активизирующих мыслительную деятельность;
  • комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию процессов восприятия внешнего мира (развитие анализаторов);
  • комплекс упражнений, обеспечивающих поведенческую саморегуляцию.

Использование упражнений из любого комплекса позволяет смоделировать урок с учетом особенностей  учащихся конкретного класса.

                      Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных высших психических функций, связанных с органическими дефектами воспитанников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и адаптации.

В целом система коррекционных мер, реализуемая в  образовательных учреждениях, направлена:

  • на активизацию познавательной деятельности и социально-тру­до­вую адаптацию воспитанников;
  • повышение уровня умственного развития детей;
  • формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
  • овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
  • коррекцию недостатков эмо­цио­на­льно-личностного и социального развития детей.

Педагоги-психологи отмечают следующие индивидуальные различия воспитанников в интеллектуальной и мотивационно-потребностной сферах:

  • темп усвоения знаний, умений, навыков;
  • предрасположенность к тому или иному виду анализа, особенно при первичной работе с материалом;
  • уровень выделения и обобщения способов оперирования знаниями;
  • экономичность мышления;
  • особенности самооценки и уровень развития самокритики;
  • уровень развития саморегуляции поведения, готовности к совершению волевого акта и др.

При организации коррекционно-раз­вивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов.

Принципы коррекционно-развивающей деятельности

При организации коррекционно-развивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов:

  • 1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.
  • 2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.
  • 3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).
  • 4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения).
  • 5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).
  • 6. Индивидуальный подход к обучающимся.
  • 7. Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору)).

 

Функциональные возможности элементов системы

- Коррекция и развитие познавательной и мотивационной сферы личности учащихся.

- Адаптация учащихся к учебной нагрузке, овладение навыками планирования    различных видов учебной деятельности, их самоанализ; сохранение учебной активности в течение урока, включение учеников во внутригрупповое общение со сверстниками и личное общение с учителем.

- Моделирование педагогических ситуаций, направленных на реализацию принципов коррекционно-развивающего обучения на уроке.

Поведенческая саморегуляция

  • овладение учащимися навыков самоанализа и самоконтроля (задания по самостоятельной обработке и последующему самоконтролю: «выполнить задание и проверить», «сравнить с записью на доске», «взаимопроверка» и другие).
  • Организация взаимопомощи учащимися.

Рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы.

                  Учащихся с ограниченными возможностями здоровья следует постепенно подводить к основным теоретическим определениям, понятиям. Прежде чем перейти к объяснению нового  материала, надо напомнить учащимся основные знания, на которых базируется новый учебный материал.

Актуализация опорных знаний, которая используется при традиционном обучении, по отношению к ученикам с ограниченными возможностями здоровья имеет особенность, заключающуюся в том, что повторение осуществляется на протяжении длительного периода учебного времени.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают учебный материал легче, если его разбить на определенные темы и предварительно с ними ознакомиться. Поэтому излагать учебный материал следует небольшими частями с выделением главных составляющих. Деление учебного материала на части способствует выявлению наиболее трудных для восприятия учащимися тем.

                                           Система упражнений, заданий должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности. Поэтапное усложнение соответствует особенностям мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

                       При выполнении заданий и упражнений учащиеся могут пользоваться различными таблицами, схемами, карточками, инструкциями, так как в силу особенностей психического развития сразу запомнить правило или теоретические знания они не способны. Использование вспомогательных средств  обучения (алгоритмические предписания, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы) на протяжении периода обучения оказывают благоприятное воздействие на запоминание.

При выполнении заданий учащиеся постоянно нуждаются в помощи учителя.

                      Выделяются три вида помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому эффективны уроки с применением наглядности.

Стимулы повышения интереса к предмету разнообразны:

  1. занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям);
  2. заинтересованность учащихся в конечном результате учебной деятельности;
  3. похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности, стараниям для таких учащихся очень важна.

 

Учет  индивидуальных особенностей слабоуспевающих детей

                      Дети в силу различных причин генетического, физиологического и социального свойства приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Качество адаптационных механизмов делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды, обуславливает предрасположенность этих детей к патологическим и социально-психологическим срывам, снижает степень обучаемости.

                      У таких детей слабо развито (недостаточно сформировано) логическое мышление, хотя патологических изменений в памяти нет. Эти дети не умеют использовать вспомогательные средства для запоминания учебного материала, у них отсутствуют навыки концентрации внимания. Несформированность навыков интеллектуальной деятельности приводит к тому, что уровень интуитивно-практического мышления выше словесно-логического. Они предпочитают показать, как надо сделать, чем объяснить вербально. Им чрезвычайно трудно перейти от отвлеченного к конкретному и наоборот. Они проявляют склонность к выполнению действий по шаблону, стремясь копировать уже  известные способы решения, избегая интеллектуального напряжения. Прием и переработка сенсорной информации требует более длительного периода, чем у обычных детей. У таких детей обнаруживается низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, бедный словарный запас.

Эффективность и качество умственной деятельности  повышается при применении наглядных средств обучения.

Общие педагогические правила работы с детьми  с ограниченными возможностями здоровья

  • На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития.
  • Используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует создавать специальные условия  обучения  (применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.
  • Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь каждому ученику, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы.
  • Для предотвращения переутомляемости и повышения работоспособности, применять разнообразные методы, приемы и средства обучения.

Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.
  2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.
  3. Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников (межпредметные связи, телевидение, литература, факультативные занятия, интернет) в целях успешного освоения и осуществления учебно-познавательной деятельности.
  4. Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых аспектов программы по предмету, отработка основных умений и навыков).
  5. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата логического комфорта, обеспечение положительных результатов во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися; физическое закаливание.
  6. Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных  и общедеятельностных умений.
  7. Системный разносторонний контроль за развитием учащихся с помощью специалистов: классных руководителей, социальных педагогов, психологов.
  8. Социально-трудовая адаптация учащихся (развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности, формирование общетрудовых, организационных и конструктивно-технологических умений).

Мотивация к обучению:

  • постановка конкретных задач на уроке;
  • проблемные задания, познавательные вопросы;
  • словесная оценка деятельности учащегося (похвала со стороны учителя);
  • поведенческая саморегуляция, сдерживание непроизвольных эмоций (коррекция слухового восприятия: прослушивание фонограммы 2-3 минуты)
    • - Кто что услышал?    (шум воды, ветра);
  • развитие коммуникативных навыков; повышение согласованности взаимодействий
  • тренировка креативных способностей, способности фантазировать; занимательная деятельность (необычное, интригующее, дающее выход эмоциям).
Категория: Современный урок | Добавил: tanya (10.10.2014)
Просмотров: 1622 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz